Об авторе
(1814-1841)
Поэт, писатель, драматург. Родился Лермонтов в Москве, в семье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери и постоянной тяжбой между бабушкой и отцом. Тяжелые впечатления детства наложили отпечаток на характер юноши, способствовали формированию натуры с повышенными эмоциональными реакциями.
Уже в детские годы у Лермонтова проявилась такая черта его характера, как мечтательность, склонность к фантазии. Предметом его пристального внимания становится природа. В образах природы будущий поэт ищет и находит соответствия своим душевным переживаниям. Особую роль в развитии Лермонтова - поэта сыграли поездки на Кавказ, пробуждавшие его поэтическое вдохновение.
"Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Вы взлелеяли детство мое,
Вы носили меня на своих одичалых хребтах;
Облаками меня одевали;
Вы к небу меня приучили,
И я с той поры все мечтаю о вaс да о небе..."
- писал 16-летний Лермонтов.
Одна из ранних поэм Лермонтова - "Кавказский пленник" (1828). Она написана под сильным влиянием А.С.Пушкина. Вместе с тем эта поэма -своеобразный этап в овладении молодым поэтом основами мастерства. Лермонтов переделывает сюжет пушкинского "Кавказского пленника", иную функцию выполняет в поэме образ природы. Отличительным свойством лермонтовского пейзажа становится его слитность с миром чувств лирического героя. Природа наделяется теми же, что и герои, качествами и приметами. В романтическом мире раннего Лермонтова человек и природа равновелики. Этот мотив будет впоследствии плодотворно развит в позднем творчестве Лермонтова и, прежде всего, в его поэме "Мцыри". Лермонтов не подражал, не копировал, а усваивал в опыте Пушкина и других поэтов, своих предшественников, то что могло способствовать выражению его собственной творческой индивидуальности.
В 1828 г. Лермонтов поступает в пансион при Московском университете, а в 1830 г. становится студентом отделения словесности. В 1832 г. из-за столкновения с преподавателями университета Лермонтов вынужден был покинуть университет. Выйдя из Московского университета, он в этом же году поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков. Его натура, жаждущая бурь и сильных ощущений, не могла удовлетвориться гражданской службой. Лермонтова влекли приключения, военная карьера. Два года, проведенные им в школе, пагубно отразились на духовном развитии поэта. Лермонтов в эти годы почти не занимался творчеством. Откликом на этот период жизни становится стихотворение "Белеет парус одинокий". В Петербурге Лермонтов знакомится с текстом комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума", которая оказала большое влияние на впечатлительного поэта. Тогда и было задумано им драматическое произведение, содержащее резкую критику современных нравов. В 1835 г. Лермонтов пишет драму "Маскарад", которой так и не суждено было появиться на сцене при его жизни. Во время пребывания в Петербурге Лермонтов проявляет интерес к истории России, увлекается чтением сб. "Древние Российские стихотворения, собранные Киршей Даниловым". Его увлекает характер и лад русской былины, у него зарождается замысел произведения из русской национальной жизни, осуществленный позднее, в 1837 г. ("Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова").
В январе 1837 г. роковая весть о смертельной ране, полученной Пушкиным на дуэли, потрясла Лермонтова. Он пишет стихи "На смерть поэта". Первоначально стихотворение было написано без последних 16 строк и удостоено высочайшей похвалы великого князя Михаила Павловича. В день смерти Пушкина Лермонтов пишет последние 16 строк, которые сыграли роковую роль в его собственной судьбе. Согласно высочайшему повелению Лермонтов весной 1837 г. должен был покинуть Петербург и ехать на Кавказ. Впечатления, полученные Лермонтовым в экспедиции на восточном берегу Черного моря, участие в перестрелках с чеченцами обогатили Лермонтова разнообразными наблюдениями. Особенно поразила его старая Военно-Грузинская дорога своими красотами и многочисленными легендами и преданиями, ей посвященными. Предания эти были известны ему с детства. Теперь они восстановились в памяти и соединились с впечатлениями от роскошной природы Кавказа. Так зародилась мысль поэта перенести действие поэмы "Демон" на Кавказ.
Встреча на Кавказе с членами декабристского общества оказала большое влияние на Лермонтова. Он возвращается в Петербург другим человеком. Его юношеская веселость уступает место тоске и даже отчаянию. Поэт сравнивает свободолюбивых людей, встреченных им на Кавказе, с людьми своего круга, грядущее которых "иль пусто иль темно". Поколение 30-х гг. изображает Лермонтов в "Думе", единственном лирическом произведении, написанном им по возвращении с Кавказа.
Кавказские впечатления нашли отражение и в окончательном варианте поэмы "Демон" (1838) и в романе "Герой нашего времени". В конце 30-х гг. Лермонтов начинает сотрудничество с "Отечественными записками", журналом, где печатает повести "Бэла" и "Фаталист", впоследствии вошедшие в роман "Герой нашего времени".
Известность, пришедшая к Лермонтову в конце 30-х гг., не радует его. Поэта раздражает то, что он "входит в моду". Его положение во многом напоминает положение Пушкина в придворных кругах. Свет недолюбливал Лермонтова за его дерзость, острую наблюдательность и независимость. Лермонтов осознавал это и предчувствовал, что настанет время, когда его "будут преследовать клеветами".

Образ "героя времени", получивший воплощение в лирической стихии лермонтовской поэзии, в романе "Герой нашего времени" (1839) раскрывается не только психологически. Роман Лермонтова - это его попытка дать анализ состояния современного общества, исследовать ту нравственную атмосферу, в которой зреют ростки новой жизни. Печорин -, герой своего времени - тем и отличается от всех других персонажей романа, что он - единственный, кто умеет взять на себя всю тяжесть ответственности судить не только окружающее его общество, но и быть критичным по отношению к себе. Лермонтов представляет читателю возможность изучить различные стороны жизни в их соотношении с судьбой отдельного человека, а судьбу человека рассмотреть на фоне общественно-исторических обстоятельств.
Лермонтов-психолог исследует процессы духовного искажения личности средой, обращая внимание на определяющие, переломные в жизни героев события. Это касается и образов простых, естественных людей - Казбича, Бэлы, Максима Максимыча, и "честных контрабандистов", и людей печоринского круга - Грушницкого, Вернера, Мери. Создавая психологический портрет Печорина, рисуя процесс внутреннего ожесточения героя, Лермонтов одновременно создает образ "простого человека" - Максима Максимыча - доброго, искреннего, преданного Печорину всей душой. Перед читателем развертывается трагедия человека, своим поведением оправдывающего безнравственные поступки Печорина.
Исследование личности Печорина в "дневниковых" главах романа построено по принципу взаимохарактеристики персонажей. Грушницкий и Вернер не только герои, имеющие свою собственную судьбу и характер, но и своеобразные "зеркальные" отражения личности Печорина. Лермонтовский Печорин познает самого себя, изучая и познавая личность других людей. Образ Печорина раскрывается не только в действии, поступках, но и в характеристике внешности героя. Лермонтов создает удивительно богатый психологическим рисунком портрет внешности Печорина. Портрет героя создается не только выразительными, но и изобразительными средствами. В описании пластики движений Печорина, его фигуры, выражения глаз чувствуется взгляд Лермонтова - художника, прекрасно владевшего кистью живописца.
Композиция романа играет важнейшую роль в формировании художественного замысла Лермонтова. Характер Печорина в первых главах романа раскрывается с внешней стороны, его личность проявляется в поступках, в отношении к нему других персонажей. В дневнике Печорина перед нами исповедь героя, дающая объяснение многим поступкам его. Хронологическая последовательность событий в сюжете романа заменяется психологической последовательностью "узнавания" героя читателем. В романе "Герой нашего времени" соединился глубокий психологический анализ напряженной духовной жизни отдельной личности с аналитическим изображением эпохи конца 30-х гг., периода нравственных потерь и общественных разочарований. За дуэль с де Барантом, за непозволительные стихи ("Первое января") Лермонтов вторично был сослан на Кавказ.
В то время, как поэт вел жизнь, полную приключений и тревог, в Петербурге готовились к изданию его сочинения - 28 лирических пьес, выбранных самим поэтом (1840). Лермонтов страстно мечтает уйти в отставку и заняться литературной деятельностью. Но судьба распорядилась иначе. Трагически нелепая случайность (дуэль с Н.Мартыновым) оборвала жизнь поэта 15 июня 1841 г. Ушел из жизни второй великий поэт России, которому было всего 26 лет.
О книге
Главный герой романа Михаила Юрьевича Лермонтова " Герой нашего времени" жил В тридцатые годы девятнадцатого столетия, в годы реакций после декабристского восстания 1825 г., в то время, когда жил Михаил Юрьевич. Автор подчёркивает своё стремление создать типичный образ героя своего времени. Белинский назвал роман " грустной думой о нашем времени".
Особенностью романа является то, что портрет героя времени создаётся как история одной человеческой души. Сам Печорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбою Целого поколения: " Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни для собственного счастья".
Автор этого произведения передаёт принципы и нравы того "водяного общества", в котором жил не только Печорин, но и сам этот великий русский писатель и поэт. " Герой нашего времени - портрет, но не одного человека, а портрет, составленный из пороков нашего времени ". Михаил характеризует черты общества , рассказывая нам об иронии как о предпочтительной для себя позиции:" Наша публика так ещё молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце её не находит нравоучения " Общество, состоящее из молодых людей того времени, не угадывает шутки, не чувствует иронии; Оно дурно воспитано. Так как главный герой этого романа родился и вырос среди этого поколения ,То он, конечно, обладает такими нравственным качествами, как эти: Печорин - типичный юноша того времени, чем-то похожий на пушкинского "денди" своим поведением: "Ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность."( Белинский) Печорин не может найти настоящую цель в жизни, так как его искания замкнуты на самом себе. Отсюда его хандра, угасший жар сердца.
Но в отличие от Онегина, примирившегося со своей жизнью, Печорин ищет опасности, стремится к активной жизни и" глубоко страдает" , не найдя своих единомышленников. Только Вера могла понять и оценить все его недостатки и достоинства, была Вера - его подруга и любовь с детства.
Печорин-выходец из дворянской семьи. Он получил типичное для аристократической молодёжи того времени воспитание и образование под руководством иностранных учителей и гувернёров.
В девятнадцатом веке была мода среди аристократов приглашать иностранных учителей обучать своих детей знаниям, в особенности часто приглашали французских. Печорин, выйдя из-под опёки своих родных, стал бешено наслаждаться всеми удовольствиями, которые можно было достать за деньги. Затем пустился в большой свет: влюблялся и был любим многими девушками.
Печорин имеет" резкий охлажденный ум", который позволяет ему правильно судить о людях, о жизни, критически относясь к самому себе и к окружающим. Главный герой уже всё испытал, ещё в юности ему опротивели все удовольствия. Это не могло не привести к разочарованию в жизни.
Скука быстро овладевает Печориным: это их схожесть с Евгением Онегиным Пушкина.
Сначала он пытается заняться наукой, читал книги, но вскоре ему это опять надоело. Он отправляется сранствовать, скитаться: тут он схож с автором "Героя нашего времени", который пишет:
"Тучки небесные, вечные странники!.. Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники". Лермонтов как- будто сравнивает себя с тучками, называя их "вечными странниками", а себя" изгнанником".
Приехав служить за Терек, Печорин знакомится с Максимом Максимовичем. Это старый штабс-капитан-человек честный и добрый, накопивший за свои годы значительный жизненный опыт.
Максим Максимович( можно сказать) сводит его с Белой. Бэла привлекает Печорина цельностью и естественностью натуры.
В "любви дикарки" он пытается найти забвение от его тоски, но его ненасытное сердце не могли долго жить одним чувством. Поэтому, украв Бэлу, он обличает её на вечное страдание из-за смерти отца. Вскоре она ему наскучила, как и всё в то время. Он, не желая, заставляет её умереть. Печорин приносит страдания всем окружающим его людям.
Но, может быть, он любил её, сам того не осознавая; ведь при встрече с Максимом Максимовичем, он не хотел вспоминать прошлое, может быть, прошлое вызывало страдания и чувство вины у Печорина.
Вообще, наш герой говорил о женщинах и любви с иронией. В истории с Мэри Печорин, затевая интригу, не преследует никакой цели. Мэри молода, самолюбива, доверчива. Но страх потерять свободу заставляет героя подавить зарождающееся чувство.
Глубокое и давнее чувство Печорин испытывал и к Вере. " Она единственная женщина в мире, которую я не в силах обмануть".В ера лучше, чем кто-либо другой, " проникла во все тайны" его души.
Печорин способен на глубокую любовь. Он горячо любит Веру. Получив её последнее письмо, он прыгнул на Чернеца и поскакал в Пятигорск. Но, может бать, в некоторых случаях, его можно назвать эгоистом, так как, соблазнив Мэри только для того, чтобы соблазнить, он сообщает ей, что он не любит её.
На Кавказе он встречается с Грушницким. Грушницкий-пародия на Печорина. Поэтому он и раздражает главного героя романа. Во время дуэли за Мэри Печорин предлагает Грушницкому примирение, но ситуация уже не обратима: "Нам на земле вдвоём нет места!" Накануне дуэли, вспоминая о прожитой жизни, Печорин задумался над вопросом: зачем он жил? Для какой цели Родился? На плечи Печорина ложится ещё одна смерть.
Ещё одним другом Печорина был Вернер. Это две различные натуры с противоположными чертами характера. Вернер способен на истинные чувства. .Казалось бы, умный Печорин, знающий, в чем состоит счастье, и должен быть счастлив, ведь он постоянно и неутомимо пытается насытить свою гордость. Но счастья почему-то нет, а вместо него утомление и скука... Почему же судьба героя так трагична?
Ответом на этот вопрос является последняя глава "Фаталист". Здесь решаются уже проблемы не столько психологические, сколько философские и нравственные.
Она начинается с философского спора Печорина с Буличем о предопределении человеческой жизни. Вулич - сторонник фатализма. Печорин же задается вопросом: "Если точно есть предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок?" Этот спор проверяется тремя примерами, тремя смертельными схватками с судьбой. Во - первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок,окончившаяся неудачей; во-вторых, случайное убийство Вулича на улице пьяным казаком; в-третьих, отважное нападение Печорина на казака убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли о том, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе Как и в стихотворении "Дума", поэт, ощущая себя внутри поколения, разделяет его вину и судьбу, своим пониманием общей трагедии, яростным негодованием и всей горечью размышлений выходит из общей массы, поднимается над ней - на недосягаемые высоты духа.
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно..
Мы иссушили ум наукою
Тая завистливо от близких и друзей
Надежды лучшие и голос благородный.
Сайт управляется системой uCoz